Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

ограниченные возможности здоровья

В медицинской литературе ребенок с ОВЗ имеет затруднения в повседневной жизни. Они могут быть физическими, психическими или сенсорными. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут выполнять некоторые функции и обязанности.

Такое состояние может быть хроническим, временным, частичным или общим.

Как мы знаем, именно физические отклонения накладывают самый большой отпечаток на психику человека. Обычно инвалиды имеют пониженную самооценку. Они хотят изолировать себя от общества. У них повышенная тревожность. Поэтому самая первая работа должна начинаться с детского возраста. Главная задача инклюзивного образования – это социальная адаптация инвалидов.

ОВЗ в дошкольном образовании

Закон РФ об образовании описывает специфику дошкольников и школьников с ОВЗ, а также некоторые условия для получения каждым из них образования. Диагностирует таких детей ППМК. К ним можно отнести нарушения:

  • зрения,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • психического развития,
  • интеллекта,
  • расстройства поведения,
  • РАС,
  • СДВГ.
дети с овз
Дети с овз и дошкольные учреждения

При подтверждении этих отклонений развития ППМК рекомендует создание определенных условий для развития и обучения ребенка.

Дети с ОВЗ — психологические особенности развития

Данные особенности ребенка зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик. Почти всем присуще следующие черты характера:

  • отсутствует способность к концентрации или рассеянное внимание, низкая интеллектуальная активность.
  • маленькие навыки самоконтроля, нет интереса к самообразованию.
  • низкая мотивация к познавательной деятельности.
  • минимальная игровая активность.
  • маленькая скорость обработки поступающей информации.
  • плохо запоминают информацию, память кратковременная.
  • маленькая работоспособность, быстро устают и нуждаются в отдыхе.
  • плохо развита мелкая и крупная моторика.
  • несоответствие эмоционально-волевых характеристик действительному возрасту ребенка, идет некоторое отставание от своих сверстников.
овз это особенность развития
Особенности развития ребенка

Дети с ОВЗ тревожны и раздражительны, впечатлительны, обидчивы, беспокойные, плаксивые. Иногда наблюдается повышенная возбудимость и агрессия.

3-звенная шкала ОВЗ

Данная шкала была принята ВОЗ. Она состоит из трех ступеней:

  1. это недуг. Аномалия развития у ребенка. Она может быть психологической, физиологической или анатомической.
  2. дети в дефектами или потерей способностей выполнять определенные действия, которые могут выполнить здоровые дети.
  3. инвалидность или недееспособность.
типы овз
Типы детей с ОВЗ

Факторы, которые влияют на классификацию ОВЗ

Различают несколько типов детей с ОВЗ. Данная классификация  зависит от множества причин. Различают внутренние и внешние причины. К внутренним причинам относятся: болезни матери во время беременности, нервное напряжение, травматизм, наследственные факторы, осложнения после родов и т.д. К внешним причинам можно отнести плохую экологию, курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные заболевания, например, СПИД.

Таким детям нужен особый подход и подготовка их к социализации в обществе.

индивидуальные особенности детей с овз
Занятия для детей с овз подбираются индивидуально

Основные виды

Согласно утвержденной классификации ОВЗ выделяют несколько видов данных нарушений, а именно:

  • психические,
  • сенсорные,
  • неправильная работа органов дыхания, системы кровообращения, функций организма по обмену веществ и т.д.
  • нарушение статодинамических функций.

Всех детей в ОВЗ делят на четыре категории:

  1. легкие или умеренные поражения организма. При благоприятных условиях дети с ОВЗ устраняют многие проблемы в развитии. Происходит реставрация всего функционала.
  2. значительные патологии в организме. Даже при интенсивной терапии нельзя полностью устранить все отклонения. Нужно создать для ребенка специальные условия развития и жизни.
  3. значительные поражения органов, которые ограничивают функции маленького ребенка, а также потенциал его жизнедеятельности. Данные ограничения требуют больших усилий от окружающих людей.
  4. это такие нарушения органов и систем организма, которые приводят к невозможности нормальной жизни в нем. Данную патологию нельзя вылечить, реабилитационные меры малоэффективны. Все старания медиков направлены на сохранение текущего состояния ребенка.
овз и социальная адаптация
Социальная адаптация детей

В чем же разница между ОВЗ и инвалидность

Детей с ОВЗ часто сравнивают с детьми-инвалидами. Но это ошибка. Это два абсолютно разных понятия. Дети с ОВЗ имеют регулярные или временные отклонения в психологическом или физическом развитии. Они могут плохо видеть, слышать, заикаться, отставать в психическом развитие или быть аутистами. Данные нарушения могут быть временные, постоянные, легкие или тяжелые. Или могут полностью уйти в прошлое по мере развития ребенка. Диагноз ОВЗ не всегда устанавливает врач. Просто этот ребенок немного отличается от остальных детей и к нему нужен особенный подход.

Инвалидность — значительные нарушения функций организма. Они могут быть врожденные или приобретенные. Они трудноустранимые или их нельзя устранить. Обычно инвалидность не снимается с ребенка многие годы, а иногда и всю жизнь. Инвалидность могут установить только врачи-эксперты. Данный статус предполагает пособия и выплаты родителям таких детей.

овз и инвалидность
Дети с овз и инвалиды

Обе этих категории детей нуждаются в поддержке. Надо создать условия, которые  направлены на развитие детей, а еще им просто нужно внимание, забота и любовь. Они обучаются по схожим методикам, которые будут зависеть от типа и степени заболевания.

Все дети абсолютно разные, кто-то здоров, кто-то болен. Но каждый ребенок имеет право на свое место в обществе. У него есть право на жизнь, образование, саморазвитие.

Нужно создать для них такие условия, чтобы они могли как и здоровые дети адаптировались в обществе и не чувствовали себя в чем-то ущемленными.

овз и общество
Подготовка детей к взрослой жизни

Грамотное психологическое и педагогическое сопровождение таких детей позволит им овладеть всеми необходимыми программами, посещать детский сад и школы. Они смогут свободно общаться с другим детьми, тем самым удовлетворить свою потребность в общении.

 

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...