Депривация в психологии и ее разновидности

Депривация в изначальном смысле – это уменьшение или полное лишение возможности удовлетворить человеку свои необходимые потребности (психологические, физиологические, так и социальные). В более широком смысле значения – это лишение тех благ и данностей жизни, к которым человек привык с детства и которые оцениваются как жизненно необходимые. Таким образом, под понятие может попасть как пищевая депривация, которая выражается в принудительном уменьшении выдачи питания, или вообще голоде, так и социальная депривация, когда человека лишают привычного круга общения, социальных контактов, которые ему по душе.

Причины и способы проявления

Депривация – это всегда стресс. Причиной её является дефицит, который оценивается организмом как критический. Поэтому, данный феномен – всегда личностно обусловленный, но имеет определённый постоянный минимум. Например, потребление жидкости практически одинакова у разных людей для необходимого выживания. Поэтому резкое снижения её количества одинаково вызывает стресс у организма различных людей.

Но, различное культурное наследие и изначальный уровень жизни приводит уже к депривациям, обусловленных индивидуальным привычным опытом. То есть, современный подросток будет испытывать неимоверный уровень стресса в случае лишения его мобильного телефона. Тогда как его одногодка из какого-нибудь племени вообще не будет знать, что такое гаджет.

В связи с этим, «раскулаченные» жители Российской империи и дворяне, которые были лишены имущества, начиная с 1917 года, испытывали депривацию потому, что изначально привыкли к другому уровню жизни. И это не только «богатое безделье», как считали многие. Это возможность обрабатывать по своему усмотрению большие наделы земли, получать образование, питаться соответствующим образом, и даже – совершать ежедневные гигиенические процедуры.

Таким образом, организм оценивает и воспринимает различные ограничения по-разному. Например, принудительны запрет на использование компьютера, безусловно, вызовет определённый информационный вакуум. Но, по сути, не будет напрямую угрожать жизни человека. Поэтому вызовет психологическую и социальную реакцию человека.

Другое дело принудительное сокращение времени сна, употребляемой пищи или вообще – жидкости. На фоне острого дефицита жизненно необходимых ресурсов, человек испытывает крайние степени стрессовых реакций, которыми движет инстинкт выживания.

Однако, интересным феноменом является сенсорная депривация. Оказывается, на физиологическом уровне, человеку жизненно необходимо не только кушать, пить, спать, размножаться и справлять естественную нужду, как изначально считали учёные. Одним из крайне необходимой для функционирования потребностью – это потребность получать информацию от окружающего мира. На базе американского университета был проведён интересный эксперимент, когда за достаточно хорошее вознаграждение, испытуемые должны были просто лежать в небольшом затемнённом помещении, куда доносился только гул кондиционера. На глаза были одеты специальные затемнённые очки, а конечности были вставлены в специальные муфты. Стоит отметить, что такая обстановка не позволяла большинству людей находиться в комнате более трёх дней, даже ценой усилий. Причём даже тем, кто остро нуждался в деньгах (а как уже было сказано – оплата была хорошая и почасовая). Участвующие в эксперименте говорили, что через некоторое время, недостаток внешней информации заставлял организм продуцировать информацию самостоятельно. И у них появлялись образы, были слышны звуки и появлялись ощущения, которые они не могли отличить от реальных. Одним словом, они переставали понимать где реальность, а где галлюцинации, созданные ими самими. Это очень пугало подопытных, и они требовали закончить работу с ними.

Сенсорная депривация

Возможные осложнения

Реакции организма при депривации напоминают общую картину стресса и дефицита. Возможно появление памяти, внимания, мышления. Так же сбивается ритм сна и бодрствования. В упомянутом американском эксперименте, подопытные так же отмечали депрессии, которые могли сменяться эйфорией; тревожность, иногда доходящая до приступов паники.

Но, всё оказалось ещё более интересно. Исследование тех немногих, кто продержался гораздо дольше остальных, а также личный опыт экспериментатора Джона Лилли показали, что не сама депривация вызывает стресс у организма, а наше отношение к образованному дефициту. Галлюцинации были пугающими для тех, кто не находил возможности перемотивировать себя сдавался. Сам же Джон и некоторые другие «долгожители» камеры говорили про изучение и попытки понимания возникнувших образов. Так, Лилли пытался понять какой именно дефицит к чему приводит, почему возникают именно такие образы, как их можно классифицировать и так далее. То есть, фактически продолжал проводить полноценное исследование. Другие подопечные, в частности, говорили, что общались с усопшими родственниками, у которых хотели попросить прощение или с которыми хотели пообщаться; переосмысляли свои жизненные ценности и установки; размышляли на тему вечности и смерти, расценивая такое положение как «воссоздание судного периода»; мысленно писали статьи на тему собственного опыта, чтобы в последствии можно было их опубликовать и так далее.Депривация

Похожим может быть и российский опыт раскулаченных переселенцев. Ведь, как впоследствии показывали исследования уже советских времён, даже у потомков тех жителей оставалась достаточно сильная вера (вне зависимости от особенностей интерпретаций). То есть, перемотивированием выживших зачастую являлась установка на то, что лишение имущества не есть крах, а «воля Божья», испытание, которое даётся (наподобие религиозных историй) для укрепления духа и веры человека, искупления его грехов.

Таким образом, пищевая депривация может восприниматься как стресс, а может – как способ похудеть и стать красивее; лишение гаджетов – как «караул», а может – как возможность заняться медитацией, творчеством, спортом или живым общением; депривация благ у «золотой молодёжи» – как «всё пропало, я спустился на уровень убожеств», а может – как толчок придумать свой собственный способ зарабатывать.

Виды депривации и их влияние на детей

Итак, мы уже говорили, что всю депривацию можно условно разделить на определённые виды.

Первым видом может служить депривация того минимума, который необходим для выживания и формирования человека. Это крайне опасные случаи депривации. Банальная нехватка питания откладывает тяжёлые физиологические и психологические последствия, обуславливая специфическое формирование личности. Это можно проследить, в частности, на уже взрослых людях, переживших блокаду Ленинграда в детском возрасте. И это при условии очень активной морально-волевой и пропагандистской составляющей их жизни.

Пищевая депривация

Существуют другие исследования в условиях полного дефицита ещё и нормативных аспектов. Так, если ребёнок не получает полноценного питания и сна, его личность формируется определённым образом, заставляя действовать только для обеспечения способов выживания. Например, существует феномен уменьшения возраста девочек-проституток, оставшихся без попечения близких, во время военных конфликтов. То есть, не имея возможности пропитаться, даже маленькие дети находят способы не всегда стыкующиеся с понятием морали в нашем представлении. Похожим примером могут служить мальчики-наёмники, которые уже с восьми лет встречаются в армиях некоторых африканских стран. С точки зрения развитых сообществ, ребёнок, который в возрасте восьми лет легко убивает людей за еду и наркотики, не является адекватно сформированной личностью. Одним словом, депривация основных потребностей – стресс, который глубоко изменяет личность человека.

Следующий вид депривации – недостаток сенсорных и социальных стимулов, который ещё получил название «госпитализма». В ходе широкомасштабных исследований было выяснено, что для полноценного развития ребёнку необходимо:

  • разнообразные развивающие стимулы разной модальности (зрительные, слуховые, тактильные, аудиальные), нехватка которых искажает формирование личности;
  • условия для планомерного обучения и приобретения навыков, ведь хаотичность обучения, невозможность предвосхищать и планировать вызывает ощущение постоянной тревожности и когнитивную депривацию;
  • социальные контакты со значимы взрослыми (прежде всего – с матерью), которые формируют эмоционально-мотивационно-моральную сферу, а недостаток которых приводит к эмоциональной депривации;
  • возможность сомореализации и усвоения общественных социальных ролей с помощью примеров приобщает человека с общественным нормам, а невозможность вызывает общественную депривацию.
    Госпитализм

Эти исследования и выводы показывают, что личность формируется в социуме и адекватное внедрение её в общественные связи происходит путём изучения их и контакта с ними. А дети, которые выросли в условиях иных стандартов или восприняли иной опыт, могут плохо или несоответственно входить в среду. Так, существует описанный и подвергшийся в своё время критике исследовательский проект, который показывал проблемы социализации детей – выходцев детских домов СССР в части обустройства своего личного пространства и планирования. Многие подростки выходили в реалии, даже не задумываясь, что чай состоит из воды, заварки и сахара. И его приготовление состоит из этапов кипячения чайника и добавления определённого количества ингредиентов. В их понимании чай составлял целостную структуру – коричневый и сладкий на вкус. То же обстояло и с планированием бюджета. Положенная сумма выплат таким детям (или их заработная плата) никак не соотносилась с необходимостью покупать продукты целый месяц и платить коммунальные платежи. Она тратилась на излишества в первые же дни. Поскольку у них был выработанный годами опыт, что завтрак, обед и ужин обязательно будут сами по себе, готовыми и в определённое время. И поэтому, такой вариант «госптализма» перерастал в депривацию привычных условий жизни и необходимостью принимать решения самостоятельно, планировать и обосабливаться, вызывая сильное напряжение и часто, как следствие, злоупотребления спиртным.

Однако, существует и воспитательная депривация. Родители, заметив, что компания ребёнка занимается только крушением лавочек и принятием алкоголя, принудительно исключает ребёнка из неё. Агрессия ребёнка заставляет забрать у него компьютер с большим количеством стрелялок. А нахождение в телефоне контактов религиозной секты или организации, благодаря которой подростки направляются «в мир иной», диктует необходимость не только забрать гаджет, но и временно ограничить свободу перемещения и общения подростка. Да, для детей в этих условиях, исключения привычного времяпрепровождения воспринимается как депривация. Но, с точки зрения сохранения жизни, здоровья и формирования приемлемого социального поведения такая депривация идёт на пользу.

Воспитательная депривация

Итак, депривация – это, расцениваемое человеком, который ей подвергается, как стрессовое состояние лишения или ограничения в чём-либо. Но, это и означает, что депривация, в большей или меньшей степени, индивидуально обусловленное состояние, поскольку зависит от собственно оценки человека, его мотивов и отношения к ситуации. Чаще всего, депривация расценивается как зло. Но, в мире, полном соблазнов, депривация становится необходимой. Интересен пример, когда один человек в Америки, прослушав курсы психологии, сам создал для себя депривацию, стараясь побороть нарастающую страсть к азартным играм, пока она полностью не захлестнула его. Он распечатал себе портрет Линкольна, и от его имени запретил себе играть в казино. Такое лишение проходило со всеми составляющими: он ругал и злился на портрет, но смог побороть свою тягу. Так что, перефразируя народную мудрость, депривация депривации рознь. Но, если вы в любом случае ощущаете дискомфорт от какого-то дефицита, лучше обсудить это с психологом, чтобы депривация не спровоцировала развитие других негативных психологических состояний и не привела к депрессии.

Предыдущая запись Клептомания: воровство как болезнь
Следующая запись Что такое эгоизм и как это проявляется?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *