Понятие духовного или психодуховного кризиса рассматривалась многими авторами, на эту тему написаны тома научной и популярной информации, но понимание его до сих пор связанно с рядом трудностей. А всё потому, что человеку гораздо легче размышлять и понимать реалии внутри своего Эго. В нём действия и поступки материальны и наглядны.
Хочешь иметь квартиру или машину – работай или зарабатывай деньги другим способом. Даже страх смерти, который в большей или меньшей степени присутствует у каждого из нас, решается в виде вполне осязаемых вещей – рожаются детки, как продолжения нас самих. Но, наступает момент выхода за границы нашего Эго.
Кажется, чего же не хватает? Дом – полная чаша, семья и, вроде всё хорошо, а душа посылает странные сигналы недовольства. Человек начинает открываться духовным реалиям и возникают вопросы, не подвластные простым ответам: «Зачем я живу в этом мире?», «В чём моё предназначение/ моя миссия?», «В чём вообще смысл жизни на этой земле?».
Причины и факторы, влияющие на возникновение кризиса
Роберто Ассаджиоли, Станислав Гроф, Кен Уилбер, В.В. Козлов и многие другие авторы обращали своё внимание на духовный кризис. В данной статье мы постараемся сделать небольшие выжимки из работ метров или переосмыслить их труд. Ведь до сих пор данные о причинах и факторах, влияющих на возникновение кризиса, разнятся. Некоторые исследователи говорят, что психодуховный кризис неразрывно связан с нашими возрастными кризисами, как феномен развития и становления личности. Некоторые дополнительно выделяют три уровня «опасностей», способных спровоцировать кризис:
- Физические факторы, такие как голод, проблемы со сном, чрезмерное истощение или слишком большая физическая нагрузка, медицинские вмешательства и болезни, несчастные случаи и инвалидность, рождение ребёнка/аборт/выкидыш/невозможность зачать и гормональная терапия.
- Психологические факторы, такие как полоса неудач; болезни и смерти значимых людей; разводы и разрывы отношений; потеря работы и собственности, а также невозможность продолжать заниматься любимым делом; участие в непредумышленном убийстве, катастрофе, плену, вооружённом столкновении или иное сильное психологически травмирующее переживание.
- Духовные факторы, которые провоцируют кризис после участия в религиозных практиках, энергетических или мистических семинарах, модулей по йоге или иных ритуально-духовных фестивалях.
А вот специалисты центра «Бурхан» утверждают, что во многих случаях можно наблюдать сюжеты, когда у человека «разваливается» налаженный быт буквально во всех сферах: теряется работа, уходит любимый человек, а на душе становится пусто – ничего не радует и не «греет». И, вместо того, чтобы прислушаться к этим внутренним сигналам, человек предпочитает двигаться «по старой схеме»: ищет такую же работу, ищет похожую девушку и пытается заглушить «душевные муки» сиюминутными помощниками – алкоголем, наркотиками или даже специально прописанными психиатром таблетками. А ведь гораздо эффективнее решать проблему кризиса, а не подавлять её.
Молитвы (особенно, совместные), ритуалы, медитации, практики и трансовые переживания могут стать мощным толчком для внутреннего переворота и переосмысления ценностей, которые были до этого. Но, понятие «кризис» недаром имеет двойное толкование, как «проблема», и как «возможность». Поэтому, переоценка ценностей – очень позитивный момент для развития. Но, вот только, как и куда развиваться – об этом некого спросить. Человек понимает, что его просто накрывает волна непонятной внутренней тревоги. Близкие люди лишь разводят руками и говорят, что «от жиру бесится». В нашей культуре принято «стиснуть зубы и действовать» и посматривать в сторону тех, кто «и этого не имеет». Но, это путь в никуда, ведь человеку по сути советуют «поставить пробку» на уже закипевший чайник. Что получается в итоге? Правильно, разрушение. И мы снова возвращаемся к моменту, которым закончили предыдущий абзац – злоупотреблениям, игромании и прочим «заменителям» смыслополагающих целей, которых вдруг человек лишился.
Внутреннее беспокойство и мысли о конечности существования
Иногда человек в психодуховном кризисе начинает бояться сам себя. Почему? Не находя ответы о смысле жизни, жизнь сама по себе начинает терять ценность. И эти переживания порождают тяжёлые моменты и суицидальные мысли. Иногда человеку начинает казаться, что он может, под действием сиюминутных настроений прыгнуть с окна. Естественно, что такой человек начинает ощущать себя не вполне адекватным и даже приходит за советом к врачу. В результате получает терапию, которая не решает проблемы, а лишь сильнее загоняет его в безысходность. А ведь психодуховный кризис – это переход, и стоит понимать цели и задачи такого периода.
Когда человек входит в какой-то кризис, не важно какой, то, как правило, страдает его определённая роль или видение себя в какой-то области. Человек перестаёт ассоциировать себя с частью того, кем являлся до кризиса: например, ребёнок уже не считает себя «приложением» к матери или не считает себя «маленьким». Семейный кризис заставляет изменить своё представление о своём месте в построенной ячейке.
Но вот проблема, понимая «чужеродность» себя в ощущении здесь и сейчас, мы боимся что-то менять, покинуть зону комфорта. А порою просто не знаем, как это сделать. Станислав Гроф говорит о следующих сдерживающих нас трудностях:
- страхе (от страха утратить контроль до страха неведомого);
- одиночестве (меняясь внутренне, человек не способен не меняться поверхностно, а значит, многие близкие люди начинают не понимать его. Да и сам человек может казаться себе «чуждым, иным»);
- временное «безумие» (контроль рационального ослабевает и человек отчётливо начинает понимать посылы своего бессознательного, что порою просто пугает его);
- переживание «символической смерти» (К Курмарасвами писал, что невозможен переход на более высокую ступень развития без этой самой символической смерти, то есть нельзя тянуть за собой неактуальные системы ценностей. Преобразование себя не может не сказаться на всех областях.)
Конечно, наша статья не была создана для призыва решать все возможные кризисы тотальным разрушением семей или недвижимости. Но, стоит понимать: если бы эти отношения и ценности «грели» и были актуальными, кризиса бы не было. То есть ценность всего материального изначально нивелирована личностью. И вернуться в прежнее состояние, значит отступить. Заглушить потребность изменений – значит «сломать своё нутро». Кризис призван не погубить нас, а отсечь отжившее и найти новый смысл и новую цель. А, возможно, модифицировать что-то важное.
Мать Тереза вспоминала интересный случай из своей жизни, когда в одном крупном населённом пункте решила создать лепрозорий. Но, несмотря на необходимость такого заведения, она столкнулась с мощнейшим сопротивлением местных жителей и властей данной местности, которые ещё вчера поддерживали все её идеи и помогали ей. На не и её сестер даже были совершены покушения, и она столкнулась с глубоким кризисом. Бессмысленность своей жизни, неверие в людей и растерянность. Ей помогла вера и религия. Так, после очередной молитвы, ей пришла в голову мысль, что нет нужды направлять все силы на помощь одному месту – для неё открыт весь мир. Так Тереза стала помощницей для многих страждущих во всех уголках планеты, а лепрозорий всё-таки был открыт и стал переездным.
Будем решать проблему, понимая, что она во благо?
Конечно, это специфический пример, но смысл заключается в том, что «то, что нас не убивает, делает нас сильнее». Вернее, оно убивает наше строе Я, и позволяет, как бабочке, переродится. Даже понимание, что всё это нормально и во благо развития, заставляет взглянуть на кризис совсем по-иному. Про это подробно говорит Денис Бурхаев в аудиозаписи вебинара «Психодуховный кризис».