В современном мире понятие гаджетомании появилось относительно недавно. Как ясно из названия, это зависимость от использования технических гаджетов (смартфонов, планшетов и других цифровых устройств). Мания — это непреодолимая тяга к чему-то. В данном случае современные люди практически не в состоянии обойтись без «технических спутников жизни», и проводят большую часть времени за их использованием.
Причины развития
Как правило, формирование зависимости возникает еще в детстве, и постепенно эффект увеличивается по мере взросления. В детском возрасте человек настолько сильно привязывается к гаджетам, что происходит компенсация контроля и порядка, являющегося частью развития. Каждый ребенок страстно увлекается каким-либо занятием: занимается спортом, начинает плести фенечки. Если родитель позволяет ребенку все свободное время проводить за компьютерными играми, стоит ожидать, что ребенок быстро втянется, и другие занятия отойдут для него на второй план.
Среди основных причин формирования мании у взрослых можно выделить следующие:
- уход от реальности. Так, например, после тяжелого трудового дня человек может зайти в любимую игру или читать новости в социальных сетях. Главное — отвлечься от насущных проблем, которые преследуют его каждый день;
- неудовлетворенность социальным положением в обществе. Понятие «белой вороны» до сих пор остается актуальным. К сожалению, существует категория людей, у которых нет близких друзей, они предпочитают вести отшельнический образ жизни. Посредством гаджетов такие люди справляются с нарастающим одиночеством.
При развитии мании человек постепенно может терять связь с внешним миром и проводить максимум времени в виртуальном пространстве. Это может быть не только игра в приложения, но и общение на форумах или в социальных сетях, мессенджерах.
Почему онлайн-игры вызывают привыкание
Согласно проведенным исследованиям, ученые смогли доказать повышенный уровень производства дофамина при игре в онлайн-игры. Гормон отвечает за стимуляцию радости и удовольствия, а также происходит стимуляция мозгового вознаграждения. Недавно специалисты пришли еще к одному выводу — что количество высвобожденного дофамина в процессе игры можно сравнить с приемом риталина или амфетамина.
В результате нейробиологами было проведено сравнение привлекательности видеоигр и употребления наркотиков. Когда геймерами отмечались изображения из любимой игры, мозговая деятельность видоизменялась, как в случае наркозависимого человека, поскольку речь шла об источнике кайфа. Для этого эффекта директор нейробиологического факультета Калифорнийского университета Питер Уайбро ввел новое понятие «электронный кокаин».
Если родители позволяют проводить своим детям много времени за онлайн- или видеоиграми, у них появляется повышенный выброс дофамина. Постепенно мозг будет привыкать к такой концентрации, радость начинает улетучиваться. Чтобы достичь уже знакомой эйфории, приходится увеличивать количество проведенных часов за гаджетами или компьютерами.
Еще один вопрос, который беспокоит нейробиологов, — это воздействие экранов на мозговую деятельность. Исследователи смогли отследить следующую закономерность: при длительном использовании интернета деятельность мозга начинает модифицироваться.
Формирование зависимости может привести к структурным или функциональным изменениям мозговых центров, которые отвечают за переработку поступающей информации, концентрацию внимания, когнитивный контроль. При длительном использовании гаджетов детьми происходит негативное воздействие на мозг.
Пристрастие или одержимость
На практике у детей в возрасте 4–11 лет редко возникает зависимость на клиническом уровне. Преимущественно встречается аддикция — привычка повторяющегося поведения, а также ассоциации. Так, например, каждый человек, страдающий алкогольной зависимостью, испытывает облегчение, когда слышит звуки открывающейся бутылки пива. Подобное явление называют ассоциацией. Если человек бросает курить, он начинает избегать мест, где раньше выкуривал сигарету с друзьями.
Аддикцию относят к психологическому состоянию, а не проявлению химической реакции в организме. На его развитие влияет воздействие окружающей среды. Данная связь была установлена после проведения эксперимента «Крысиный парк». В большую клетку с игрушками и едой отправили несколько крыс. Они могли контактировать друг с другом. Вторая группа была размещена по одиночным клеткам. Как показал эксперимент, крысы могут пить при помощи диспенсера обычную воду и даже морфин. Крысы из «одиночек» воды с морфином поглощали в 19 раз больше.
Эксперимент проходил на протяжении 57 дней. Крысы из одиночек, перебравшись в общую клетку, отменяли употребление морфина и начинали пить обычную воду. В «Крысином парке» не проявлялось подобной реакции. Как результат, ученые установили, что общество напрямую влияет на формирование зависимости.
К сожалению, нередко жертвой гаджетомании становятся именно дети. Сами по себе устройства способствуют формированию зависимости, но, если ребенок чувствует себя плохо, он начинает использовать их, чтобы уйти от реальности.
Как побороть зависимость от гаджетов
Вне зависимости от того, нравится такая тенденция человеку или нет, все же гаджеты стали неотъемлемой частью современного мира. При формировании привязки к девайсам у ребенка он начинает меньше времени уделять окружающему миру, отсутствует общение со сверстниками ли членами семьи. Если ребенок проводит большее количество времени за использованием гаджета, рекомендуется отобрать устройство и разрешать им пользоваться ограниченный промежуток времени. В таком случае существует малая вероятность того, что появятся обиды или истерики в будущем.
Важно понимать, что установить полный запрет на использование цифровых устройств в современном мире нельзя. Ведь даже в школе все задания присутствуют в электронном формате. Чтобы сломать зависимость, в первую очередь нужно установить ряд возможных причин, которые способствуют развитию гаджетомании.