19 век подходил к концу и у основополагающей методики исследования человеческой психики нашлось большое количество недостатков и противоречий. Основная причина отсутствие объективности исследований, и как следствие огромная разновидность получаемых итогов, казалось бы при равных способах изучения. На этом фоне появляется течение бихевиоризм. Понятие бихевиоризма очень тесно связано с философскими размышлениями, в сфере рождения человека, ведь человек рождается без каких-либо мыслей, эмоций и чувств, затем в процессе жизни начинает развиваться, и приобретает понимание ощущения различных чувств и эмоций. До появления бихевиоризма психология человека и животных строилась на идеалистическом уровне, без возможных отклонений и нарушений, но с появлением течения бихевиоризма задачей психологии стало изучать особенности человеческой психики на материальной основе.
Понятие бихевиоризма существует в двух вариантах: в широком и узком смыслах.
В широком смысле бихевиоризм – это изучение и анализ поведенческих манер человека и животного, а также исследование способов влияния на манеру действий каждого отдельного индивида.
В узком смысле, бихевиоризм – это научное исследование в отрасли психологии, которое отрицает существование самостоятельного человеческого сознания и приравнивает сознание каждого отдельно взятого индивида к поведенческим манерам и реакциям на различные раздражители, пришедшие извне. То есть это говорит о том, что любое существо способно адаптироваться под создаваемые искусственные условия. Бихевиоризм – наука о поведенческих способностях и особенностях человека или животного, измерение поведения.
Если упростить данное понятие, то можно получить следующее – эмоции и проявленные чувства, а также плоды мыслительного процесса сводятся всего лишь к рефлексам двигательной системы, которые вырабатываются и накапливаются в течение всей жизни и называются полученным жизненным опытом.
Для того, чтобы лучше разобраться с определением бихевиоризма и его принципом действия, необходимо дать определение двум основным понятиям, использующихся в данном научном течении – это стимул и реакция.
Стимул и реакция
- Стимул – это окружающая среда, искусственно созданная или жизненная ситуация или проблема, которая воздействуют на индивида, вызывая его реакцию.
- Реакция – это действия индивида, прилагаемые для адаптирования к ситуациям стимула или для разрешения проблемы.
Стимул и реакция это объективные величины, которые можно измерить и описать.
Поведение – совокупный набор реакций на стимулы поступающие извне.
Предмет изучения: поведенческие особенности человека и животного. Поведение в роли совокупности проявляемых реакций на стимулы и раздражители извне.
Метод: наблюдение, адекватная оценка поведения, реакции человека изучаются посредством экспериментов.
Способы воздействия: реальные условия окружающей среды, создаваемые условия в рамках экспериментов.
Принцип исследования: биологическая закономерность процессов и причинная обусловленность явлений событийного характера.
Задача, решаемая психологией: установление взаимосвязи и характера отношений между стимулом и реакцией.
Законы бихевиоризма
- Упражнение – повторное воспроизведение определенных действий содействует обучению (реакции на стимулирование) и упрощает свершение этих действий в будущем.
- Эффективность – действия приносящие удовольствие или процесс доставляющий радость обеспечивает сильную связь между стимулятором и необходимой реакцией, неудовлетворение от действия или процесса – вызывает ослабление связи.
- Для того, чтобы заставить человека двигаться необходимо создать проблемную ситуацию. В результате возможно два варианта развития событий. Первый, приспособление и смирение. Второй, поиск решения искусственно созданной ситуации.
- Основной закон – всё подчиняется стимулам. Стимулы и реакции имеют взаимную закономерно установленную связь.
Данные законы показывают, что человеческая психология формируется на фоне удовольствия и дискомфорта.
Опытным путем было выявлено, что воздействие каких-либо стимуляторов (сложные ситуации, привязка ко времени) формирует определенные рефлексы. Из данного опыта видно, что появление выработанных рефлексов, может позволить сформировать необходимое в какой либо ситуации поведение. Это говорит о том, что если правильно воздействовать на человека, то можно получить поведение и манеры, которые будут отвечать запросам общества в специально созданных ситуациях.
Также ученые выяснили, что инстинктивных реакций у человека всего три:
- Страх, в первую очередь это боязнь за свою жизнь и её сохранность, далее идут страхи по поводу потерь близких, далее социальные.
- Любовь, иногда может выражаться в привязанности, в первую очередь любовь к матери, отцу.
- Гнев, злость, раздражительность, нервозность от неудовлетворения потребностей. Когда человек хочет есть и не получает еду, он злится. Когда человек хочет справить нужду, а возможности нет, он начинает нервничать и раздражаться.
Всё остальное это приобретенные реакции и адаптированные под образ жизни каждого отдельного индивида. Следовательно, приобретенными реакциями проще управлять и легче моделировать необходимое поведение.
В бихевиоризме нет личности, нет её формирования. Всё сводится к обучению и в результате получается – одни типы поведения подкрепляются, а другие устраняются. Бихевиоризм построен на постоянном анализе поведения и обучения индивида в прошлых ситуациях с проецированием и пониманием обстоятельств влияющих на настоящее время. Проще говоря, как и чему индивид учился, что дошел до определенного момента.
Также было установлено, что отправная точка любого движения это не поступающие сигналы извне, а проблемные ситуации, которые требуют от человека построения комфортных условий своими собственными усилиями. В итоге на основании этого выведена формула, в которой имеется взаимосвязь между сложившейся ситуацией и последующей реакцией. Выглядит она так: Ситуация, следствие реакция. Данную формулу можно разбить на несколько частей, в итоге получается следующее:
- Проблема, сложная ситуация – отправная точка,
- Человеческий организм сопротивляется или пытается противостоять проблеме, как единое целое,
- Активные действия приводят к поиску решения, методом проб и ошибок,
- Результат – адаптация к ситуации или её решение, приобретение и дальнейшее развитие навыков обучаемости.
Как и любое учение, бихевиоризм имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные:
- Объективные способы исследований.
- Применение научных методик.
- Основа исследований – само поведение объекта.
- Возможность корректировать поведение.
Отрицательные:
- Методология требует нововведений и обновлений.
- Нет четкого разграничения между человеком и животным.
- Изучение внешних факторов поведения, без углубления в психологические реакции.
- В большинстве случаев опыты и эксперименты проводились на животных. Это сводится к тому, что поведение животных приравнивалось к поведению человека и наоборот.
- Все что имеет нематериальную составляющую: мыслительные процессы, проявленные или испытываемые чувства, человеческое сознание – допустимо и существует, но не подлежит изучению, и не может применяться для корректировки поведения. Только стимулы и сложные ситуации могут подвигнуть человека на действия и реакции.
- Не учтена социальная обстановка, в которой индивид развивался.
- Учение бихевиоризма основано на механическом материализме, что не позволяет строить действующую научную модель.
- Наблюдение происходило только за поступками внешнего поведения, без анализа и прогнозирования мышления и чувств в эти моменты.
Достижения бихевиоризма
- Установлена возможность контроля над человеком, посредством стимуляторов.
- Возможность изучать поведение, прогнозировать характер действий, предугадывать эмоции и чувства.
- Прививать необходимые эмоции и чувства в зависимости от ситуации.
- Все эксперименты и опыты изначально проводились на животных, и искалась закономерность в их поведении. После удачного прохождения эксперимента или по достижении определенных результатов, опыты переводились на человека.
В бихевиоризме проявляемые эмоции, сказанные слова, реакции человека и его чувства находятся в зависимости и под контролем у положения (ситуации), которое воздействует или стимулирует человека. Отсюда следует, что изучение бихевиоризма позволяет сделать из человека, что-то похожее на марионетку, главное правильно разработать стратегию, и знать в какое время и за какие ниточки стоит дергать.
В современном мире бихевиоризм используется для диагностики и лечения фобий. Работа идет с сознанием пациента, где осуществляется воздействие и последовательное воспроизведение определенных или необходимых в данный момент мыслей, чувств, вызов прошлых воспоминаний, пробуждение желаний, такая техника помогает воспитывать необходимые чувства, избавлять от депрессивных состояний, повышать самооценку. Такой же метод используется на тренингах, направленных на улучшение качества работы и повышению производительности труда.
Течение бихевиоризма помогает воспитывать и прививать человеку определенные качества и навыки для улучшения его жизни, также при правильно проведенной работе можно развить склонности к профессиям.