Зависимость от компьютерных игр

Игровая зависимость

Личный компьютер или иной гаджет становится неотъемлемой частью нашей жизни. И мало кто использует эту чудо-технику только для работы. В ней проходит часть нашей жизни: с помощью неё мы общаемся, высказываемся, заводим знакомства и даже – получаем удовольствие. А иногда – играем. Или совсем не иногда. Ведь, вернувшись с работы, порою так хочется забыть про все проблемы и погрузиться в мир виртуальных баталий. Но, совсем не вдруг, наступает момент, когда эта самая работа (учёба или вообще весь мир) становится не нужен, неинтересен и с лёгкостью отставляется на задний план в угоду его величество виртуальной игре.

Зависимость от компьютерных игр (игровая зависимость) являет собой вариант психологической зависимости, которая носит навязчивый и неконтролируемый характер увлечения компьютерными, мобильными или видеоиграми.

Она очень напоминают зависимость от алкоголя или наркотиков: сперва проба, потом активное потребление и привыкание. Единственная разница заключается в том, что привычку вызывает не химически активное вещество, а пристрастие к виртуальной игре.

Игровая зависимость

Давайте сперва попробуем выделить признаки, которые должны заставить вас насторожиться и заподозрить такую неприятность:

  • игра является постоянной или частой (более трёх часов в сутки, каждый день), появляется раздражение от невозможности поиграть;
  • мысли постоянно возвращаются к игре, даже при выполнении других видов деятельности;
  • теряется контроль над временем, человек может играть сутками, не отвлекаться на еду и сон; уменьшается количество морганий, что пагубно сказывается на слизистой оболочки и в результате можно наблюдать красные, воспалённые, широко открытые «совиные» глаза;
  • начинает активно страдать невиртуальная жизнь: геймерская ночь не способствует бодрости для решения производственных вопросов или активной учёбе, да и межличностное общение сводится к минимуму;
  • тратятся довольно внушительные суммы денег, чтобы добыть дополнительный «тюнинг»: знания, броню, жизнь, скорость и т.д.; это очень показательный пункт, так как в случае «простой разрядки» игра не является для нас ценностью, следовательно, в неё мало что вкладывается; а вот приобретая личностный смысл, она уже расценивается как площадка для «дополнительных вливаний». Сюда же относится постоянная потребность совершенствовать свои гаджеты для возможности играть в игры, требующие большего разрешения;
  • человек не может самостоятельно сократить время игры, отказывается от других хобби и встреч;
  • человек начинает скрывать растраты на игры, лжёт родным о времени, проведённом за компьютером;
  • страдает интимная жизнь. Так же весьма показательный пункт в случае увлечённости молодых людей, чей возраст предполагает высокую физиологическую потребность в сексуальных отношениях.

Дополнительно хочется отметить тонкую грань в том случае, если человек сам является создателем (тестировщиком) подобных игр, или его заработок зависит от аннотаций и описаний их. Не факт при этом, что у человека будут наблюдаться формы зависимости. Чтобы это выяснить давайте возьмём рабочий день (даже если он связан с играми) и отделим от свободного времени. Если наблюдается стремление продолжить игру, вкладываются деньги и отдаётся предпочтение одной игре в данный период времени – зависимость скорее всего присутствует. Если, описав игру (или пройдя необходимый уровень), человеку она становится не интересна, деньги не только не вкладываются, а, наоборот, игры приносят прибыль в семейный бюджет – это не стоит считать зависимостью. Ведь работники алкогольной промышленности могут вообще не употреблять спиртные напитки. А сомелье и различного рода дегустаторы предпочитают лишь оценивать вкус и зачастую выплёвывают сам алкоголь.

Причины возникновения зависимости

Зависимость от компьютерных игр

Существует целый ряд причин зависимостей, но все они носят личностный характер.

  • Невозможность реализовать себя в реальной жизни. В этом случае игра является компенсацией: в ней так легко почувствовать себя значимым, принимаемым и ценным.
  • Инфантильность, неразвитость личностного контроля. Это основа для любого рода зависимости, игромания не исключение. Таковыми могут быть подростки, а могут – внешне вполне взрослые люди. Внутренний инфантилизм – тема для отдельной статьи и он не берётся из неоткуда. Он формируется под воздействием окружения. Примером может быть достаточно возрастная мать, которая перекраивает под себя «удобного» ребёнка, а затем удивляется его личностной незрелости и формированию зависимостей.
  • Один из самых интересных моментов – протест против рождения младшего ребёнка. Своеобразная форма «тихого протеста» старшего ребёнка, когда он чувствует себя обделённым вниманием и заботой. Хотя форма часто встречается и у взрослых мужчин, которые начинают ревновать жену к крохе.
  • Компенсация «тяжёлого детства»: человек (как правило, мужчина) не наигрался в детстве: тяжёлое материальное положение, жёсткое воспитание вызывают просто «запойное» потребление любых запретных форм или осуществление всех подавленных желаний.
  • Особенности психики (тревоги и социофобии) заставляют искать «безопасный» и уютный мир, который сперва кажется весьма контролируемым. Возможность выбора приемлемого мира и ощущение психологического благополучия заставляют вновь и вновь обращаться к подобной модели.
  • Вознаграждения и реальный выброс дофамина. Когда нас хвалят, и мы довольны, вырабатывается «гормон радости» — дофамин. Проходя испытания и побеждая, пусть даже в своём мобильном телефоне, мы получаем визуальное подкрепление того, что «мы молодцы». Дофамин поступает в кровь, организм это запоминает. И снова стремится получить «дозу радости», а здесь уже на очереди новый этап игры.
  • Кроме того, сетевые игры удовлетворяют потребность быть принятыми в определённую общность. И здесь человек может выступать не как неуверенный в себе, с проблемной внешностью неудачник Ваня. Нет, здесь он великий воин с благозвучным ником.
  • Кстати, ники и различного рода стигмы, как некие защитные тотемы так же могут стать причиной зависимости.
  • Кроме того, такая форма может выступать как часть компьютерной зависимости.

Симптомы игровой зависимости

  • игровая нелюдимость, потеря межличностных контактов;
  • пренебрежение личной гигиеной из-за потери контроля времени;
  • изменение веса (чаще – его потеря) из-за потери контроля времени;
  • нарушение как самого сна, так и периодов сна-бодрствования;
  • потеря работы и семьи из-за неспособности полноценно выполнять свои функции;
  • снижение либидо.

Можно вспомнить пример китайской девочки, которая умерла во время компьютерной игры. Как выяснилось в последствии, она играла несколько суток подряд, вообще не прерываясь. Кстати, прямо в этой игре были проведены её виртуальные похороны.

Последствия зависимости от игр

Исследования психиатра Джерольда Блока, высветили и другую проблему зависимости от компьютерных игр. Так, заядлые любители интернет-сражений чаще других переходят на нездоровую пищу в угоду экономии дополнительного времени на прохождение, забрасывают учёбу и работу. Так же было выявлена большая агрессивность и сниженная ценность жизни – как своей, так и чужой. Происходит определённый сдвиг в сознании, ведь количество жизней в игре можно пополнить, а задание пройти заново в случае смерти персонажа. Так, были описаны ряд случаев, когда молодые водители провоцировали аварии на дорогах и получали серьёзнейшие увечья. В беседе они утверждали, что увлеклись скоростью и азартом, как это было во время прохождения трассы в виртуальных гонках. Однако, чёткая корреляция между дополнительным лихачеством и авариями до сих пор установлена не была. Статья же Блока вызвала ряд критики из-за «косвенности» доказательств.

Психолог М.С. Иванов обращает внимание на другую сторону проблемы – вхождение и закрепление образа в игре, как самого себя. Так, интеграция с персонажем прохождения изменяет не только личностные установки, но и приводит к потере своего Я. Им были выделы соответствующие факторы, которые влияли на «шкалу вредности» игр:

  • сила эффекта погружения, которая характеризует негативное влияние на самоосознание и самоидентификацию человека;
  • изменение ощущения азарта, переход его в потребность, по типу зависимости.

По мнению психолога, к этому всему добавляются признаки рассогласования своей реальной сущности и вымышленного образа. Человек возвращается в неудовлетворённость собой, потерю личностного смысла жизни, потерю целей, снижение самочувствия, настроения, активности, повышение тревожности и социальной дезадаптации. Таким образом, он может избежать негативных переживаний только вернувшись в игру, что само по себе похоже на зависимость.

Как бороться?

Однако, если взять классификатор, то такого диагноза либо до сих пор не существует, либо он признаётся специалистами не всех стран. Есть целый ряд высказываний за и против. Тем не менее, если близкий человек попал в лапы такого увлечения, стоит задуматься о помощи, которую можно ему оказать. Ведь в основе подобного рода злоупотреблений всё равно лежит глубокая личностная неудовлетворённость. Поэтому наиболее рациональным способом является обращение к психологу. Но, здесь возникает самая главная проблема. Человек, который открыл для себя компьютерную игру, как способ выражения и трансформации в то, что хочется, не всегда готов на контакт с психологом. Более того, он не видит причины менять свою жизнь и не готов покидать свою «зону комфорта». Поэтому, важным моментом является своевременное оказание помощи такому человеку, пока есть возможность «достучаться до него» и остались важные и значимые социальные связи, и некоторые перспективы в реальной жизни.

Общение ребенка с психологом

Интересный подход «стресс-возвращения» предложил один американский психолог, который утверждает, что заставить покинуть привычную обстановку «зависания в игре» может лишь яркие моменты, задевающие физиологические механизмы человека. Как пример он приводит возможность переключения на секс. Или выработку негативных связей стимул-реакция, таких как ведро холодной воды в случае зависания более трёх часов. Хотя многие психотерапевты выступили с жестокой критикой такого метода, ссылаясь на активное и недопустимое вмешательство в личное пространство такого подопечного.

Как бы там ни было, но людей, пропадающих в компьютерных играх, с каждым днём становится всё больше. Отсутствие чёткой и действенной схемы помощи так же становится дополнительным минусом в процессе возвращения их к активной социальной жизни. Поэтому, важнейшим моментом является пропаганда вреда, контроль со стороны родителей и проработка других психологических проблем, способных вызвать такую зависимость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...