Родителям на заметку: как адаптировать ребенка к детскому саду?

Вроде бы адаптировался

В жизни большинства молодых родителей наступает момент, когда пора отдавать своего малыша в детский сад. Сразу встает множество важных вопросов, начиная от выбора самого садика и заканчивая тем, как ваш ребенок сумеет быстро адаптироваться в своем первом коллективе.

Порой и вовсе кажется, что малышу лучше оставаться дома до самой школы, под опекой любящих мамы и папы. Тогда его никто не обидит, он не будет обделен вниманием и заботой. Но семейный бюджет иногда требует работающих обоих родителей, из-за чего малыша не с кем оставить, либо родители просто понимают, что их знаний и навыков недостаточно для полноценного развития их чада и подготовки к школе. К тому же, и в социуме ребенку полезно приучаться бывать, общаться с другими малышами и со взрослыми. Но тут мамы и папы переживают, что он будет слишком капризен и плаксив или, напротив, неразговорчив, неактивен. Как помочь ему справиться с первыми жизненными испытаниями?

В данной статье мы узнаем обо всех тонкостях процесса адаптации ребенка в садике.

Адаптация – что это?

«Адаптация» означает привыкание, приспособление человека и его организма к новым условиям, смене обстановки. Даже взрослый не всегда успешно и быстро справляется с переездом или переходом на другую работу, что уж говорить о малыше. Детский сад для него – неизведанное, чужое пространство, в котором ему предстоит справляться самому, без мамы и папы, что окружали его все это время с рождения.

Первое, с чем связана адаптация – большой затрат энергии, что провоцирует выработку усталости, скапливающегося напряжения. Происходит истощение внутренних ресурсов организма. Второе – это принятие того факта, что в прежнюю устоявшуюся модель жизни ребенка теперь вторгаются новые условия, при которых:

  • Рядом не будет родителей и других близких родственников;
  • Нельзя будет делать что-то вне установленного режима дня;
  • Постоянно видеться со множеством пока незнакомых детей;
  • Значительно снижается внимание конкретно к нему;
  • Присутствуют воспитатели-взрослые, которых нужно слушаться, как своих родителей.

Даже учитывая эти факторы, достаточно понять, что малышу предстоит самое, что ни на есть, первое жизненное испытание. Не только внешне в нем отражаются перемены, но и внутренние. Ребенок переживает самый настоящий стрессовый опыт.

Вот признаки, по которым можно понять, что малыш не справляется:

  • Заболеваемость. В первые дни нахождения в детском саду ребятишки часто склонны подхватывать вирусные инфекции. Сопротивляемость организма, иммунитет из-за стресса снижается;
  • Низкая потребность в общении. Ребенок не желает знакомиться со сверстниками из группы, не хочет идти на контакт с воспитателем. Причем это касается и тех детей, что прежде были веселы и разговорчивы;
  • Прерывистый сон. Малыш просыпается по ночам или не хочет спать один;
  • Резкое снижение речевых особенностей. Иногда ребенок, который отлично говорит дома, внезапно сильно теряет в своих навыках, используя более простые фразы или обрывки слов;
  • Плохой аппетит;
  • Утрата навыков самообслуживания. Неожиданно может произойти и то, что малыш вдруг разучивается умываться, держать ложку, одеваться, ходить на горшок;
  • Резкие скачки настроения. Сперва малыш может плакать и жаловаться, бояться возвращаться в сад, потом наступает злость, проявляется агрессия. Или наступает нечто вроде апатии, полного безразличия. Положительных эмоций, к сожалению, почти не бывает при первых посещениях садика;
  • Перемены в ритмической деятельности. Прежде гиперактивный, всюду сующий свой нос любознательный малыш может стать медлительным и замкнутым, тогда как тихий ребенок внезапно начинает беситься, шуметь;
  • Нет интереса ни к чему. Потребность в познании заметно затухает, даже если до этого ребенок сыпал взрослых вопросами.

Важно учесть, что ребенок не капризничает, а испытывает естественные волнения на новые обстоятельства. Адаптация может занимать от 3 до 4 недель, а то и двух месяцев. После нее поведение малыша нормализуется, негативные моменты пройдут. Нельзя сердиться и поторапливать ребенка, каждый отдельный случай индивидуален.

Виды адаптации

Итак, чтобы легче было понять, что происходит с ребенком, можно условно выделить три типа адаптации:

  1. Легкая. Длится не более месяца. Характерна для большинства детей. Ребятишки постепенно приобретают желание ходить в садик, обзаводятся друзьями. С ними происходят изменения, но носят краткосрочный характер, не вызывают осложнений и болезней.

Такие малыши:

  • со вниманием осматриваются, когда заходят в садик;
  • слушает воспитателя, смотрит ему в глаза;
  • знакомится с ребятишками;
  • эмоционален, но в меру;
  • спокойно относится к распорядку дня;
  • настроение стабильное;
  • может играть сам с собой, с игрушками;
  • способен обратиться к воспитателю при необходимости;
  • доброжелателен ко всем вокруг него;
  • слышит и учитывает замечание, либо похвалу.
  1. Средняя. Длится от месяца до полутора. Такая адаптация может сопровождаться болезнью, но без сильных последствий. Обычно это ОРВИ, ОРЗ. Тем не менее, контроль врача в данный период важен.

Ребенок в этой группе:

  • общается, если воспитатель ему приятен;
  • без срывов реагирует на критику;
  • после того, как осмотрится, привыкнет к другим детям, способен играть с ними;
  • возможны нарушения ребенком правил в качестве проверки реакции на это со стороны взрослых.
  1. Тяжелая. Малыш болеет не просто простудой, а получает нервный срыв. Что, конечно, не есть хорошо.

Такие дети:

  • замкнуты;
  • отказываются разговаривать или делают это лишь при родителях;
  • не в состоянии играть в продолжительную игру;
  • не могут выбрать одну игрушку;
  • пугаются, отстраняются, особенно если слышат замечание в свой адрес.

Последний случай адаптации наиболее нуждается в помощи не просто родителя, но и психолога, педиатра, изредка и невропатолога. Вовремя обратиться к специалисту – помочь малышу преодолеть проблемы коммуникации и скорректировать модель его поведения, что положительно скажется и на дальнейшем детском развитии, взрослении.

Тем не менее, типы адаптации носят весьма условный характер. Все дети – уникальны, у каждого из них привыкание к условиям садика пройдет по-своему. Кто-то и вовсе адаптируется за неделю, а кому-то придется потерпеть полгода.

Не хочу в детский сад

Сроки адаптации зависят:

  • От благоприятности семейной обстановки, уровня родительской поддержки малыша
  • От общего состояния здоровья ребенка
  • От темперамента детей. Как правило, быстрее других адаптируются общительные сангвиники, затем довольно стабильны флегматики, чуть медленнее приспосабливаются взрывные холерики и эмоциональные меланхолики.

Чем родителю помочь своему малышу?

Существует целый список рекомендаций для родителей, чтобы те научили ребенка самостоятельности и лучшему привыканию к детскому саду.

А тут неплохо

  1. Прежде всего необходимо обучить малыша следующему:
  • Умыванию
  • Пользованию горшком
  • Как правильно орудовать ложкой и вилкой, держать кружку
  • Застегивать и расстегивать свою одежду, надевать обувь
  • Вытирать нос платком

Навыки самообслуживания значительно упростят ребенку процесс нахождения в новом для себя месте. Пусть его одежда будет удобной в обращении и практичной, немаркой.

  1. Позитивный настрой. Расскажите малышу о плюсах пребывания в садике. Заранее просветите, чем он там будет заниматься, что нового для себя откроет, какие игры его ждут. Подыщите подходящую сказку. Разыграйте мини-представление, отражающее первые дни в детском саду. При возможности сводите малыша в садик на короткое время для знакомства с воспитателем и детьми.
  2. Выстройте режим дня, подходящий к детсадовскому. Актуально за месяц до отправки в сад.

Примерный график:

7-30 – подъем, умывание, переодевание

8-30 – завтрак, зарядка

До 12-00 – прогулка или занятия

12-00 – 13-00 – обед

13-00 – 15-30 – сон-час

16-00 – полдник

И далее подгадайте время для ужина и вечерней прогулки, игр. Естественно, важно учесть то, во сколько лечь спать. Не стоит укладывать малыша после десяти, сделайте это пораньше. Полноценный сон – залог того, что ребенок будет бодрее отправляться в садик и чувствовать себя лучше. В выходные тоже не следует сильно сбиваться с выбранного режима.

  1. Сообщайте малышу, когда вы его заберете. Пусть он будет спокоен и ориентируется на какое-то событие – после обеда, прогулки, в полдник. Но и не подводите ребенка, если пообещали – не опаздывайте.
  2. Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще гуляйте с ним, применяйте закалывание. Его комната должна быть хорошо проветриваемой.
  3. Приводите малыша в садик сперва на час-два, затем на больший срок. Не нужно в первый же день оставлять его на полный день.
  4. После садика за ужином обсудите с ребенком его впечатления. Спросите, что ему больше запомнилось, во что и с кем он играл. Поделитесь и тем, как прошли ваши дела. Внимательно послушайте жалобы малыша, уточняйте, что именно не так. Дети склонны преувеличивать, приукрасить, что нормально для их психики. Поэтому сами проверьте, действительно ли есть те или иные неудобства, проблемы. Всегда есть возможность поправить, изменить отношение малыша. Особенно важным моментом будет его взаимоотношения с воспитателем, что и проверить труднее. В крайних случаях лучше перевести ребенка в другую группу, если действительно есть основания полагать, что ребенку некомфортно с тем педагогом. Если ваш малыш устал и капризен, то здесь нет повода паниковать. Пока он привыкает, все это характерно. Не ругайтесь на ребенка. Пусть снимет напряжение – пошалит, побегает дома.
  1. Когда оставляете малыша в садике, используйте свой ритуал: поцелуйте или скажите «пока-пока», махните рукой. Что будет сигналом ребенку, что дальше он идет один.
  2. Одевайте малыша, согласно температурным условиям в группе. Лишняя одежда не даст ему комфорта.
  3. Уделяйте отдельное внимание приготовлениям к садику дома с вечера. Обсудите, какую игрушку малыш с собой возьмет, во что будет одет.
  4. Не стоит на период адаптации бороться с привычками малыша, например, отучать от соски. Кроме того, избегайте дополнительных эмоциональных потрясений и впечатлений, включая походы в цирк, театр, посещение малознакомых гостей. Негативно сказывается и излишний просмотр телевизора.
  5. Если у вас сложилось не самое приятное впечатление о садике или воспитательнице, не высказывайте его при ребенке. Он ориентируется именно на вашу оценку.
  6. Сохраняйте умеренный тон при общении с малышом. Мягко, но настойчиво подымайте его в садик, проговаривайте, чем важно его посещение. Дайте ему уверенность в том, что ничего плохого с ним не произойдет.
  7. Расставайтесь с ребенком быстро, без долгих прощаний. Они почти наверняка вызовут у малыша слезы, а ваша тревога породит его беспокойство.
  8. Поддерживайте здоровый микроклимат в семье. Показывайте ребенку свою любовь: обнимайте, хвалите, целуйте, ласково обращайтесь. Сейчас ему важно ощущать усиленную поддержку.
  9. Если малыш зачихал или закашлял, сразу забирайте его из садика и отведите к врачу. Инфекцию стоит лечить с первыми же признаками.
  10. Разрешите взять любимую игрушку. Напоминание о доме придаст ребенку уверенности и спокойствия.
  11. Соблюдайте меры профилактики ОРЗ.
  12. Приводите ребенка в сад пораньше остальных или чуть позже. Дети порой плачут «за компанию».
  13. Если поведение вашего малыша значительно отличается от привычного, сохраняется так долгое время, то посоветуйтесь с доктором или детским психологом.
  14. Стойко переносите капризы ребенка. Не забывайте, что это проявление перегрузок. Прижмите малыша к себе, поиграйте с ним.
  15. Если ребенок сильно зависим от матери и тяжело переживает разлуку с ним, то лучше бы сделать так, чтобы в период адаптации его забирал кто-то другой. Папа, бабушка или дедушка.

Не забывайте, что часто человек заболевает, когда испытывает сильный стресс. Состояние «бегства в болезнь» свойственно и малышу. Организм не в силах справляться с новыми нагрузками и дает сбой. Важно не только лечить его физическими средствами, но и следить за нормализацией психического состояния.

Вроде бы адаптировался

Чего нельзя делать родителю

Для родителей, что отправляют своих детей в садик, не рекомендуется:

  • Не пристыжайте своего ребенка за плач и капризы.
  • Не сравнивайте малыша с другими.
  • Не нагнетайте атмосферу вокруг посещения детского садика, сами не тревожьтесь.
  • Не забрасывайте ребенка подарками за то, что он сходил в садик.
  • Не обманывайте малыша, давая ему пустые обещания. Если не сможете забрать его скоро, то лучше сказать ему об этом сразу.
  • Если ребенок болен, ни в коем случае не отправляйте его в сад.

Напоследок, не забывайте, что со временем малыш привыкнет и будет относиться к садику как одной из основных своих деятельностей, неотъемлемой части своей жизни. У него появятся друзья, к которым он будет рад вернуться, увлекательные занятия от чутких педагогов и праздничные мероприятия – их ребенок тоже вряд ли пропустит. Да и простые будни будут восприниматься им с положительным настроем. Потому наберитесь терпения, запаситесь словами поддержки и любви к своему чаду, пока тот пройдет свой первый адаптационный период.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...