Отзывчивость – это качество человека, позволяющее подходить к пониманию человеческих потребностей со стороны полной эмпатии (то есть принятия без оценки) и альтруизма. Таким образом, отзывчивость предполагает сочувствие, соучастие, поддержку и помощь, без влияния предрассудков, вне религиозным, этнических и политических убеждений и даже несмотря на реальные действия посторонних людей.
Отзывчивый человек при общении учитывает все характеристики собеседника: пол, возраст, статус и так далее, чтобы в процессе взаимодействия не задеть своего оппонента. Более того, считается что такая личность способна заметить призыв о помощи даже «между строк», то есть без реальной просьбы.
Но, не всё с этим определением так просто. Дело в том, что растворение в проблемах других иногда является потребностью личности, имеющей свои особенности и проблемы формирования. И, иногда такие личности слишком навязывают своё сочувствие и помощь. У окружающих начинает складывается мнение, что они «лезут не в свои дела». И это не совсем отзывчивость. Ведь последнее предполагает, прежде всего, деликатность, чувство такта и меры.
Как формируется отзывчивость?
На данный момент существует очень интересная теория физиологической предрасположенности человека к отзывчивости. Так, ряд исследователей обнаружили, что люди, которые оценивались окружающими как «отзывчивые» с наибольшими баллами в ходе опроса, выявили склонность к повышенной выработке вазопрессина и окситоцина, по сравнению с другими среднестатистическими показателями.
Так же существуют интересные наблюдения, которые говорят о том, что отзывчивые люди получают сильные положительные эмоции от бескорыстной помощи другим, стимулируя таким образом перестройку и своего организма на сниженный уровень стресса и негатива. А как следствие – средняя продолжительность жизни у них больше.
Однако, наиболее важными факторами в формировании отзывчивости, до сих пор считается ближайшее окружение, социум и семья.
Как развивать отзывчивость?
Для развития отзывчивости стоит обратить внимание на несколько важных моментов в восприятии окружающего мира. Дело в том, что мы часто привыкаем делать что-то для того, чтобы получить что-то взамен. Подобное отношение начинает формироваться у нас в процессе нашей жизни. Но, если мы вернёмся к изначальным, материнско-отцовско-детским отношениям, то родители отдают многое своим детям для того, чтобы видеть их радость, рост, да и просто – жизнь. Именно это восприятие радости является отдачей на труды. И человек отзывчивый получает своё обратное вознаграждение в виде созерцания и понимания позитивных эмоций других или, по крайней мере, уменьшения негативных. Поэтому, для развития отзывчивости важно научиться не ждать «спасибо», а видеть его в изменениях других.
Ещё одним немаловажным фактором является развитие эмпатии и уважения к людям, которые отличаются от вас своими убеждениями, мировоззрениями и установками.
Некоторые психологи советуют начинать развивать отзывчивость, общаясь с теми, кто по сути и не может ничего нам дать взамен, кроме эмоционального отклика. Имеется в виду, животных и растения. Доброе отношение к ним и понимание без слов их потребностей развивает внутренние нравственно-духовные качества личности.
Но, есть и другой, несколько отличающийся подход. Он утверждает, что такие понятие как отзывчивость, чувство долга, мораль и т.д. – это составляющие более высокого порядка. И для их формирования с одной стороны – необходимо минимальное удовлетворение более низших потребностей (при понимании сути проблемы), а с другой – социальный ориентир, демонстрирующий пример таких качеств. То есть, человеку, который всё время посвящает борьбе за выживание и нахождение пропитания, будет просто не актуально развивать в себе такие составляющие личности. Но, с другой стороны, человек испытывающий перенасыщение во всём, не будет сопереживать неприятностям других, ведь он сам ни разу не был в их шкуре и ему не понятны эти эмоции.
Рассмотрим пример с социальными ориентирами. Допустим, что семья имеет минимум или даже средний уровень для удовлетворения базовых и не только потребностей. Ребёнок при этом видит пожилого человека, который испытывает возрастные боли и нуждается в какой-либо помощи. Естественно, что он не понимает, как именно эта помощь оказывается. А ему говорят значимые взрослые: «Да зачем это нужно, да сдать его в дом престарелых, чтобы настроение не портил. И дело с концом.» Естественно, что у ребёнка, при всех имеющихся предпосылках, не будет развиваться никакая отзывчивость.
Что делать если отзывчивости нет?
Если вы анализируете себя, то важно понять почему так получилось. Какие жизненные ситуации или люди повлияли на это?
Если вы замечаете эту проблему у другого человека, стоит сперва понять – не связано ли это с другими проблемами здоровья или психики. Существуют некоторые психиатрические заболевания, которые характеризуются эмоциональной холодностью как таковой и неспособностью проявлять целый ряд эмоциональных откликов. В этом случае, развитие отзывчивости, как ни странно, возможно лишь через объяснения и логику. Хотя, в этом случае, скорее можно будет говорить о построении более приемлемой модели поведения, чем появлении самой отзывчивости. Тяжёлые хронические заболевания так же могут приводить к изменению восприятия мира, появлению озлобленности и чувство обделённости. В этом случае, формирование отзывчивости возможно только в случае детальной проработке обиды на сеансе с психологом.