Детский невроз

Невроз – особое расстройство нервной системы, встречающееся и у взрослых, и у детей. При нем не обязательно есть какое-либо повреждение головы, травмы иного рода, воспаления или инфекции. Но нарушения в функционировании отдельных участков нервной системы имеются. Невроз – заболевание с психогенной природой, проявляется как ответная реакция личности на стрессовые, травмирующие психику условия среды.

Личность формируется и активно развивается с самого рождения. Как и познавательные функции, так и весь организм, нервная система. Наибольшая активность наблюдается у детей после трех лет. Малыши не в состоянии описать свои страхи и ощущения, эмоции, передать свое состояние, потому невроз как таковой обычно проявляется после трех. Чем взрослее малыш, тем яснее станут симптомы и признаки нервного расстройства. Они проявляются в поведении, психическом развитии ребенка.

Если, скажем, при шизофрении происходит полный распад личности, не поддающийся коррекции, то здесь расстройство только отдельных функций психики. Невроз не является психическим заболеванием или патологией, он поправим и обратим.

Невроз у ребенка

Нервная система ребенка может испытывать как длительное, повторяющееся стрессовое состояние, так и одно сильное потрясение. У человека появляются сбои в привычной жизнедеятельности, настроение нестабильно, резкие эмоциональные перепады. Страхи, тревожность повышены, самооценка или низкая, или завышенная. Могут сопровождаться соматическими нарушениями вроде излишней потливости, нарушений аппетита, учащенного сердцебиения.

Трудность при определении термина «невроз» в том, что до сих пор нет четкого определения описанных симптомов. Специалисты медицины рассматривают его как совокупность расстройств соматического и нервного характера.

Причины появления

Дети раннего возраста, школьного, и, в особенности, подросткового имеют нестабильную нервную систему из-за того, что происходит процесс ее формирования и созревания. У ребенка нет достаточного багажа знаний, чтобы понимать, как реагировать на стресс, неожиданную ситуацию, потому он не в состоянии дать адекватную реакцию.

Некоторые мамы и папы не обращают внимания, что поведение их детей изменилось. Из-за собственных забот они склонны списать это на обычные капризы, возрастные перемены. Но никак не на нервное расстройство. Однако невроз имеет свои последствия. Ребенок может заболеть дополнительными заболеваниями, испытывать трудности в установлении контактов с другими людьми. В подростковом возрасте это чревато тем, что невроз усугубляется и переходит уже во взрослую жизнь.

Один из важных факторов, влияющих на невроз у ребенка, является предродовая патология, родовая — гипоксия нервных тканей плода.

К появлению невротических расстройств у детей также влияют проблемы, унаследованные от родителей, в том числе и заболевания нервной системы; и пережитый опыт катастрофы, стихийного бедствия, психотравмы.

Запускают невроз:

  • Нарушения сна, умственное и физическое перенапряжение;
  • Семейные размолвки, неурядицы;
  • Тяжелые заболевания.

Интенсивность, степень выраженности расстройства обычно зависит от возрастных и половых особенностей ребенка, выбранного родителями стиля воспитания, типа конституции (астеническое телосложение, нормостеническое или гиперстеническое), темперамента и характера.

Группы риска

Существуют группы риска детей, которые могут быть более подвержены неврозам:

  1. Слабые, склонные к болезням дети способны чаще других подхватывать и невротические расстройства. К такому ребенку относятся с большой осторожностью, закрывают от внешнего мира, они ощущают свою неполноценность, отчего страдают сильнее.
  2. Дети-лидеры. Не менее просто с ребенком, который стремится к независимости, проявлению лидерских качеств, выражению своего мнения. У него завышена самооценка и ожидания, их трудно в чем-то убедить. Ему тяжело принимать сложившиеся правила и устои, он не терпит запретов. Даже в раннем возрасте такой ребенок желает делать все по-своему. Он бунтует против родительских нравоучений и опеки. При несовпадении позиций с мамой и папой у ребенка развивается невроз.
  3. Эмоциональные, чувствительные дети с нестабильной нервной системой – таким особенно нужна помощь родных, их внимание и забота. Когда ребенок получает недостаточно эмоций родителей, то испытывают страх, ощущение покинутости, оставленности.
  4. Дети от двух до пяти и семи лет. Именно с этого момента ребенок может получить нервное расстройство. Личность еще не сформирована, но определенный опыт уже есть. Накапливаются негативные реакции на повторяющиеся ситуации, из-за чего дети заболевают неврозом.
  5. Дети из семей, ведущих асоциальный образ жизни, подвержены неврозам не меньше вышеупомянутых категорий. Дети-сироты, разумеется, также. Эти ребятишки проживают особую жизнь, полную отрицательных впечатлений и эмоций.
  6. Ребенок в сложной, критической ситуации. Любая из стрессовых ситуаций может положить начало появлению невротического расстройства. Причинами являются и небезопасное пребывание в семье, детском саду или школе, угроза физического насилия, сами насильственные действия, смерти родственников, любимых питомцев. Порой ребенок может заболеть неврозом, если стал случайным свидетелем трагедии, бедствия, аварии.

Провоцирующие факторы

Действия взрослых

Одна из самых частых причин детского невроза – действия со стороны взрослого. Значимым взрослым выступает родитель, соответственно, именно его ошибки ребенок воспринимает наиболее остро.

Семейный конфликт

Встречаются такие ошибки воспитания:

  1. Повышенная опека и контроль над любым шагом ребенка, что мешает ему обрести независимость и выстроить здоровые взаимоотношения со сверстниками.
  2. Семейные конфликты и ссоры, ситуация развода.
  3. Воспитание ребенка без учета его половых особенностей, предпочтений. Например, девочку воспитывают, как мальчика.
  4. Позволение делать ребенку все, что вздумается, полная свобода. Родители не дают ему ни советов, ни норм поведения.
  5. Жесткий нрав родителя.
  6. Излишне авторитарная позиция взрослых по отношению к детям, высокие требования.
  7. Рассогласование позиций по воспитанию между мамой и папой.

Все эти факторы накладываются на незрелую нервную систему ребенка, притом, что он не в состоянии никак остановить их влияние, самостоятельно справиться с ситуацией.

Внешние факторы

Например, такие:

  1. Приход в школу или детсад, смена заведения, внутренние конфликты;
  2. Семейные перемены: развод родителей, замена одного из них или обоих, рождение другого ребенка;
  3. Смена образа жизни – переезд.

Обычно невроз закрепляется из-за действующих одновременно факторов. Дети из хороших семей с правильными ориентирами даже под влиянием испуга редко переживают невротическое расстройство.

Как правило, родители реагируют вовремя и успевают предостеречь это у своего чада, помогают справиться с возникшей проблемой без последствий для его психики.

Признаки

Психологические признаки:

  • Дети ведут себя иначе,
  • Высокая эмоциональность, плаксивость без причин,
  • Агрессивные реакции на неглубокие стрессовые расстройства,
  • Развиваются новые черты характера,
  • Ранимость, высокая тревога.

Соматические признаки:

  • Пищеварительные расстройства,
  • Затрудненное дыхание, чрезмерное потоотделение,
  • Негативная реакция на яркий свет, шум
  • Снижение сосредоточенности,
  • Высокое артериальное давление, тахикардия,
  • Признаки бессонницы, частые пробуждения, сложное засыпание и пробуждение,
  • Нарушения в памяти.

Симптомы при детском неврозе общего типа:

  1. Приступообразный страх, не поддающийся контролю. Ребенок боится сам по себе, явных причин для того нет. Обычно нервозное состояние предвещается определенным набором факторов, которые задают начало болезни. Причем такой малыш может и не сказать родителям о своих беспокойствах, оставаться внешне спокойным.
  2. Замирание, проблемы с речью. Если ребенок вдруг начинает заикаться в определенные моменты, застывает на месте – это признаки его страха, нервозного состояния. Обязательно следует обращаться к специалистам.

Остановимся подробнее на видах невротических расстройств у детей и их симптомах.

Виды детских неврозов

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Детский невроз

  1. Невроз навязчивых состояний у детей. Реализуется в форме обсессий – навязчивый состояний, либо проявления фобий, а то и оба расстройства одновременно.Навязчивые действия – движения непроизвольного характера, появляются из-за эмоционального напряжения. Без желания ребенка у него происходит:
    • Шмыганье носом;
    • Топтание ногами на месте;
    • Мигание, частое моргание;
    • Кашель;
    • Вздрагивание.

    Состояние нервного тика – подергивание непроизвольно, обычно проявляется у мальчиков. Происходит из-за психологических факторов, либо влияния других болезней.

    Навязчивые действия могут закрепиться:

    • При простудных заболеваниях, воспалительных процессах шмыгание носом и покашливание могут остаться;
    • При заболеваниях зрения остаются моргание, потирание глаз, мигание.

    Такие нервные расстройства характерны для детей после пяти лет. Тик может переходить на верхние конечности, лицевые мышцы, шею, проявляться в дыхании, как заикание и недержание мочи. Столь однотипные действия, часто повторяясь, приносят ребенку дискомфортное состояние, нервируют его, но затем вызывают привыкание.

    Обычно вероятность проявления невроза прослеживается с ранних лет, когда начинают формироваться и закрепляться действия стрессовых факторов:

    • Раскачивает конечности и свое тело;
    • Трогает свои половые органы;
    • Накручивает на пальцы локоны, выдергивает их;
    • Кусает или сосет пальцы.

    Если не избавиться от подобных привычек сразу, то на их фоне развивается невротическое состояние в более старшем возрасте.

    Фобии могут быть выражены в таких страхах:

    • Болезней или смерти;
    • Различных вещей, грязи;
    • Замкнутых пространств.

    У детей формируются свои представления и идеи о том, каковым может быть их воспитание, какими должны быть нормы морали, совершенно отличные от общепринятых, что порождает развитие беспокойств и тревожности, страхов.

  2. Истерические неврозы. Возникают у детей дошкольных лет, когда их интересы не реализуются взрослыми. Ребенок падает на пол и бьется головой, кричит, дерется. Иногда во время приступов происходит аффективное удушье, либо тошнота и рвота, кашель. До тех пор продолжается, пока ребенку не купят, не выполнят желаемое. У тех, кто постарше, возможны истерии в форме нарушений дыхания, чувствительности кожи, слепоты.
  3. Невротический логоневроз — заикание. Логопедические нарушения и неврозы обычно возникают у мальчиков возраста пяти лет, когда идет активный период формирования речи, фраз. Появляются из-за нервной семейной обстановки, расставаний с родными, острых переживаний страхов, душевных травм. Иногда развиваются вследствие умственной перегрузки, общего психического состояния. Ребенок говорит отрывистыми словами, делает долгие паузы, не может выговорить отдельные фразы, буквы, переставляет слоги.
  4. Неврастения. Характерна для детей школьного возраста в период большого количества умственных задач, посещения дополнительных секций. Неврастения – астенический невроз, который порождается переутомляемостью ребенка – физической или интеллектуальной. Дети не могут усидеть на месте, гиперактивны и в то же время чрезмерно устают, слезливы, раздражительны, у них нарушается сон и питание.
  5. Нервная анорексия. Дети раннего и подросткового возраста одинаково испытывают проблемы с аппетитом. Причиной тому могут стать переедания, кормежка через силу, трапезы проходят с ссорами, скандалами, из-за которых ребенок страдает. Он отказывается от пищи вообще, либо от отдельных блюд, продуктов, может тщательно пережевывать и сплевывать, бывает свойственна тошнота. Из-за этого нарушения питания ребенок плаксив, истеричен, капризен, настроение быстро меняется.Кроме вышеперечисленных вариантов невроз может быть в таком виде:
    • Энкопрез – недержание кала/
    • Энурез – недержание мочи.

    Эти виды протекают на фоне других заболеваний, а то и наследственных причин. Для них существуют отдельные методы лечения, точные причины назвать сложно.

  6. Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение. Дети с 4-5 лет уже склонны к нервным расстройствам сна. Проявляются как невозможность быстро заснуть, прерывистый сон, беспокойный, с кошмарами и страхами, иногда разговоры и хождения ночью. Последние два вида возникают из-за особенностей нервной системы, функциональности сновидений. Утром ребенок не помнит, что происходило с ним во сне.
  7. Депрессивные неврозы. Редко, когда ими болеют малыши. Как правило, это свойственно для школьников, подростков. Дети отстраняются от людей, стремятся побыть одному, часто мрачны, плаксивы, самооценка и уверенность понижены. Физическая активность ухудшается, появляются признаки бессонницы, апатии. Плохой аппетит, мало эмоций, выражение скорби на лице, негромкая и скудная речь. Данное состояние должно быть скорректировано специалистом во избежание серьезных последствий.
  8. Тревожный невроз или невроз страха. Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:
    • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
    • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

    Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой вид невроза возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

  9. Ипохондрия. Дети боятся заболеть, чересчур озабочены своим здоровьем и психическим состоянием. У них развиты беспричинные страхи. Встречается у подростков, в чьей природе заложены мнительные и тревожные черты. Дети начинают искать у себя симптомы различных заболеваний, что порождает невротические расстройства.

Методы лечения

Всякое лечение должно быть направлено на выявление и избавление от причины невроза. Обычно этим занимаются психотерапевты. Их инструментарий составляет большое количество методик: сказочная, игровая терапии, гипно-сеансы, медикаментозные препараты, гомеопатические средства. Каждый отдельный случай требует своего подхода. Однако для ребенка самое главное лекарство – гармоничные отношения в семье, отсутствие споров и конфликтов. Счастливый, смеющийся малыш, получающий положительные эмоции и не получит невротического расстройства. При неврозе родителям нельзя допускать того, что болезнь усугубится. Детские тревоги пройдут с приливом хороших впечатлений, с родительским вниманием и заботой. Чем больше малыш смеется, тем меньше он болеет.

Одной из главных причин невротических расстройств являются нездоровые отношения в семье. Основной воспитания должны стать совместные обсуждения.

Конечно, это не означает угождать ребенку во всем, либо давать ему полную свободу. Однако излишняя опека, безоговорочное подчинение – большая ошибка. Ищите компромиссные варианты. Нельзя давить на малыша своим авторитетом, стращать его, часто наказывать, осуществлять круглосуточный контроль. Любому ребенку нужно личное пространство и свое время. При повышенной опеке малыш становится апатичен, безразличен ко всему, замкнут, что впоследствии породит невроз.

Мама обнимает ребенка

Разумеется, плохо и когда родители совсем не интересуются своим чадом.

Если в семье один ребенок, а мама и папа хотят вырасти из него «звезду», всеобщего любимца, то также неизбежны проблемы. Малыша отдают сразу во множество секций, заставляют много трудится, не разрешая проводить досуг по-своему и в компании друзей. В результате ребенок переутомляется, что также приводит к неврозу.

Специалист, проводящий терапию, сперва выясняет семейную картину, родительский стиль воспитания, а затем выстраивает программу лечения. Медицинские препараты нужны в редких случаях, а их эффективность возможна лишь тогда, когда родители тоже осознают свои ошибки и будут готовы к исправлению. Только совместные усилия помогут ребенку преодолеть нервное расстройство. Кроме того, необходим распорядок дня, правильное питание, утренняя гимнастика, частые прогулки.

Из известных методов лечения применяются также музыкальные занятия и взаимодействие с животными – общение с лошадьми, дельфинами, рыбками.

Итоги

Ваш малыш будет спокоен и жизнерадостен, адекватно реагирующий на все события, если, конечно, полностью обеспечить его благоприятными условиями, окружить заботой и вниманием. Семейный микроклимат должен быть хорошим, обходитесь без ссор, не показывайте ребенку своего плохого настроения. Тогда он и будет здоров, не понадобится лечение невроза.

Если все-таки нарушения в психическом развитии налицо, ребенок нервозен и непослушен, то самое время пойти к психологу или неврологу. В особых ситуациях необходима помощь психиатра. Могут участвовать педиатр, физиотерапевт, уролог, логопед и массажист. Главное – постараться полностью вылечить ребенка.

Предыдущая запись Контроль эмоций: как научиться держать себя в руках?
Следующая запись Что такое астения и как она проявляется?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *