Что такое перцептивная сторона общения?

Человек позиционирует себя в обществе как индивид и воспринимается оппонентами по общению тоже как отдельная единица. Во время познавательного процесса происходит ряд иных психологических действий:

  • Оценивается эмоциональная сторона другого человека.
  • Стремление анализировать его действия.
  • Наблюдение за его поведением. Как оно меняется. Прогнозируется стратегия этих изменений.

Насколько точно будет проделан анализ понимания тех или иных поведенческих действий оппонента, настолько будет зависеть результат от совместной деятельности. Порой на это требуется много времени, чтобы осознать, что впечатление, которое человек производит на людей, разнится с тем, что от него ожидают.

Подобные явления называются перцептивным общением. Перцептивная сторона общения характеризуется взаимовосприятием и взаимопониманием оппонентов по общению. Перцептивная сторона общения — это условный термин, на самом деле люди не только воспринимают друг друга, осуществляется процесс познания.

Общение между людьми

Социальная перцепция включает в себя восприятие не только между людьми, сюда можно отнести общественные группы, огромные социальные массы. Если рассматривать общение как отдельную единицу, то можно социальную перцепцию заменить на перцепцию межличностную, или восприятие на межличностном уровне. Видение и понимание себя через другую личность, осуществляется посредством когнитивных процессов:

  • Идентификация — сравнение себя с оппонентом в момент беседы. Данный способ является самым первым и простым, чтобы воспринять человека. Основной момент заключается в попытке увидеть себя вместо собеседника. Психоаналитики просматривают в подобных процессах воздействие переноса.
  • Эмпатия. Имеет родственное отношение к идентификации, но на более чувственном уровне. Здесь наблюдается умение увидеть эмоциональное состояние окружающих. Почувствовать его и отреагировать. В данных процессах отсутствует рациональный подход к тревогам другого индивида. Имеют место только эмоции, умение на уровне чувств понять собеседника и ответить на его переживания эмоциональным всплеском. Это не говорит о том, что полностью одобряется и поддерживается поведение оппонента. Человек ее осознает и принимает, не оспаривая, но свое собственное поведение выстраивает другим путем.
  • Рефлексия — это своего рода зеркало, где отражаются оба собеседника, каждый видит, как он воспринимается и понимается своим оппонентом.

Рефлексия, в свою очередь, отвечает за определенные функции:

  • Позволяет каждой личности целенаправленно и осознанно планировать, контролировать и направлять свое мышление.
  • Позволяет дать оценку не только правильности мыслей, но и их логической последовательности.
  • Находит ответы на вопросы, которые без нее не объясняются.

Специалисты в области психологии выявили причины, которые не позволяют правильно понимать людей и давать им объективную оценку:

  1. Присутствие предварительно установленных направлений, взглядов, установок, мнений, которыми обладает наблюдатель, до наступления реального знакомства.
  2. Присутствие ранее образовавшихся стандартов, моделей, согласно которым люди уже определены в какую-то из групп, и происходит поиск и распознавание связанных с ней характеристик.
  3. Желание создать итоговое суждение о человеке, еще до того, как поступили о нем сведения с достоверными фактами. Многие люди уже заранее судят о человеке, еще не зная его или впервые встретив.
  4. Несовершенное познание личности оппонента выражается в том, что закономерно соединяются в единый облик конкретные индивидуальные особенности, и тогда любое восприятие, не подходящее к этому образу, отходит в сторону.
  5. Эффект «ореола». Выражается в изначальном отношении к определенной характерной черте человека, направляется на его образ, а после составляется общее мнение о собеседнике для оценивания единичных характеристик.
  6. Результат проецирования выражается в том, что оппоненту присваиваются по сравнению с собой аналогичные характеристики и психологические состояния.
  7. Момент первичности, когда сведения о человеке, услышанные впервые, являются более значимыми и влияют на дальнейшее отношение к собеседнику. И даже если следом поступит иная информация, опровергающая первую, все равно будет учитываться изначальное мнение, пусть даже не соответствующее реальности.
  8. Нежелание слушать людей и с уважением относиться к их мнению, стремление рассчитывать на собственные представления о человеке и защищать данные впечатления.
  9. Не происходит перемена в восприятии и оценивании личности по истечении времени, согласно ведущим к этому обстоятельствам. Однажды сформированные взгляды и впечатления о человеке не меняются, даже если появляются новые, совершенно иные сведения о собеседнике.
  10. Эффект заключительной информации выявляется, когда имела место отрицательная новость о человеке, и это может свести к нулю любое общение с ним.

Чтобы разобраться в поведении человека, нужно учитывать ряд закономерностей, которые оказывают влияние на взаимопонимание людей. На подсознание индивида оказывают сильное давление стандарты — обычные, простые представления об иных группах людей, сведения о которых слишком скудны, чтобы давать объективную оценку о них. Человек подвержен установкам, при которых срабатывает полное согласие относиться к людям и воспринимать их уже по выстроенной модели поведения, не вникая в суть и не анализируя.

Предыдущая запись Что делать, если бьет муж?
Следующая запись Коммуникативные трудности в общении: что можно сделать?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *