Шаги становления трансперсональной терапии

Разбирая насущные проблемы личности, многие люди начинают понимать: основы их заложены в детстве. Из глубин нашего подсознания добываются случаи, ставшие фрустраторами. Но, почему не у всех находится такой негативный опыт босоногого периода, если проблемы существуют? Можно сказать: «плохо ищите» и закрыть тему так же, как ранее Фрейд признал основой всех неврозов вытесненные и подавленные влечения.

Но, что если первопричины нынешних проблем начинаются гораздо раньше не только становления личности и появления речи, но даже раньше нашего рождения? Давайте поговорим о революционной теории, которая до сих пор вызывает споры с одной стороны, и неимоверный восторг с другой – трансперсональной психологии.

Трансперсональная психология

С чего начинается трансперсональная психология?

Ещё с 60-х годов прошлого века такие знаменитые психологи, как А. Маслоу, К. Уилбер и С. Гроф стали задумываться о запросах клиентов, проблемы которых выходили за пределы обычных границ Эго. Они говорили о смысле жизни, потребностях в саморазвитии и расширении сознания за пределы принятых границ. При этом клиенты боялись, что такие потребности могут быть восприняты другими как нездоровье психики или, что ещё хуже, психиатрические заболевания.

Но, люди на самом деле не выявляли клинической картины, соответствующей каким-либо диагнозам. А скорее нуждались в информации, находящейся где-то на стыке философии, психологии, ведических знаний, оккультизма и религиозного опыта. Почему такие вопросы особенно привлекли внимание упомянутых психологов? Дело в том, что в своей практике они сталкивались с определёнными феноменами и информацией, которая приходила клиентам в состоянии изменённого сознания (при холотропном дыхании или во время сильного расслабления). Эти «прозрения» более высокого порядка понимания решали и остальные насущные проблемы, разрешали внутренние конфликты.

Так, Абрахам Маслоу со своими сторонниками проводил исследования, сконцентрированные на, так называемых, пиковых переживаниях и, уже упомянутых, переживаниях изменённого сознания, введя таким образом само понятие «трансперсонального». Субъективным аспектом данного опыта был выход за принятые пределы личности и удовлетворение единения с природой, космосом или человечеством в широком смысле этого слова.

Что пытается исследовать нынешняя трасперсональная психология?

Как говорит Денис Бурхаев на своём вебинаре «Мой мистический опыт. Картография трансперсональной реальности», первопричины, приводящие нас к актуальной проблеме настоящего, могут представлять собой пирамидку. Самый первый широкий круг не всегда заложен в момент становления речи и личности человека, возможно, он заложен ещё в стадии эмбриона или плода. А что же тогда может являться штырьком, на который нанизываются все эти части? Коллективный или расовый опыт? А, возможно, опыт прошлых воплощений? Ведь несмотря на критику данного психологического подхода, физический закон сохранения энергии давно является аксиомой. Кроме того, абсолютно признанные методы и теории, тем не менее, затрагивают часть того, что выдвигает как предмет изучения трансперсональная психология. Например, символдрама признаёт проблему психологического бесплодия у женщин. То есть, признаёт, что из-за неразрешённых внутренних конфликтов (том числе непринятия) существует вероятность ставить себе подсознательный «блок» на дальнейшее продолжение рода, даже если сознательно ты пытаешься завести малыша. Так почему же, в этом аспекте, не рассматривать память переживания эмбриона, которого не хотели или который переносил дискомфорт при своём самом раннем существовании?

Трансперсональные переживания включают в себя две группы опыта. Первый опыт касается расширения границ сознания, а также расширения времени переживаний. Это и упомянутый опыт эмбриона, родовой опыт, «ясновидение» или считывание информации, которая посылается в других системах восприятия, переживание прошлых воплощений и многое другое. Вторая группа касается опыта философско-духовного: осознание и чувствование медиумического опыта, слияние со Вселенной и прочие потребности в сверхчеловеческом переживании.

Почему современный человек имеет необходимость в таком подходе?

На самом деле, наши предки имели мощнейшие способы удовлетворения своих сверхзапросов личности – это религия и мифология. До сих пор мы можем лицезреть практики шаманов, малых коренных народов, сохранивших свою самобытную культуру, медитативные подходы, йогу и прочие таинства, направленные на вхождение в изменённое сознание. Религия, верования и философия во многом дают нам ответы на вопросы более высокого порядка: «Что будет после смерти?», «Как устроен мир и вселенная, и зачем в нём нахожусь я?» и прочее. Но, такие вопросы могут не возникать столь актуально, если человек плохо удовлетворяет свои базовые потребности: борется за жизнь, еду и безопасность.

Современный человек сделал своё существование более комфортным, безопасным и сытым. Естественно, что осознание более высоких запросов стало актуальным. Но, вот проблема. В век развития техники и науки, под сомнения попали как раз религиозные, культурные и философские постулаты, обеспечивающие ответы на глобальные вопросы. Приведём грубый пример. Если мы не сторонники определённой религии, которая поясняет нам зачем живёт человек, что ждёт его после смерти физической и как он к ней должен подготовится, чтобы было лучше его душе, мы всё равно задаём эти вопросы, но не получаем на них ответы.

Таким образом, ряд психологов, затрагивающих вопросы трансперсонального, порою получают решения тех проблем, которые не удаётся решить при другом подходе. Но, ценнее, что на трансперсональные переживания, которые возникли у человека по какой-то причине, не будут косится как на «нездоровые» лишь потому, что они не вкладываются в систему ограниченного Эго и материального мира. Поэтому, если вас давно интересует данная тема, обязательно обратитесь к работам классиков или к современным наработкам, например, центра «Бурхан».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...